При совершении покупки или получении услуги каждый потребитель может столкнуться с несоответствующим ее качеством.
Эта неприятная ситуация требует отдельного законодательного регулирования.
Нарушение права потребителя на качественное приобретение может дать ему право совершить возврат товара ненадлежащего качества и получения обратно денежных средств, выплаченных за него. Кроме того, при наличии спорной ситуации появляется необходимость обращения в суд.
Права потребителя
Потребитель признается отдельным субъектом права, поэтому существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между ним и продавцом (исполнителем, производителем). К основным относятся:
- Закон «О защите прав потребителей» – главный законодательный акт, регулирующий сферу защиты прав приобретателя;
- Гражданский кодекс России регулирует вопросы законности сделок и договоров.
ЗоЗПП РФ предусматривает наличие целого ряда прав у потребителя в случае приобретения некачественного товара.[ads-mob-1]
Среди них:
[ads-pc-2]
- возврат приобретения, отказ от исполнения договора с требованием получения денег за покупку;
- обмен товара на продукцию такой же марки;
- обмен на продукт другой марки;
- соразмерное уменьшение стоимости приобретения;
- возмещение затрат на устранение недостатков или их устранение за счет продавца.
Реализация каждого из указанных вариантов возможна в зависимости от ситуации, желания приобретателя и вида сделанной покупки.
[attention type=green]Кроме получения обратно суммы уплаченных средств покупатель может претендовать на возмещение убытков, связанных с совершением некачественной покупки, а также морального вреда, если такой был причинен.[/attention]
Ненадлежащее качество
Каждый покупатель при заключении сделки с продавцом надеется на совершение качественной покупки. Однако не всегда товар соответствует представлениям и требованиям о качестве. Однако какой же товар признается некачественным?
Среди основных признаков:
- отсутствие надлежащей информации о товаре, которая позволяет сделать вывод о его потребительских свойствах;
- отсутствие или истечение срока годности или гарантийного использования;
- несоответствие требованиям ГОСТов или других нормативных документов;
- наличие недостатков.
[attention type=green]Любое из указанных нарушений дает право приобретателю потребовать возврата уплаченных денежных средств или реализации другого права.[/attention]
Претензионное заявление потребителя о возврате денег
Для исполнения требования потребителю необходимо предоставить продавцу претензию по поводу качества покупки. Для этого придется составить заявление, которое обязательно должно содержать некоторые пункты:
- Данные приобретателя. Именно потому в момент обращения при себе лучше иметь паспорт.
- Время приобретения.
- Указание на обнаруженные недостатки.
- Требование о возврате денежных средств.
- Перечисление документов, которые прилагаются в подтверждение совершения покупки именно у этого продавца.
Законодательство не запрещает претендовать на возврат денежных средств за товар, если утерян чек. Для этого потребителю необходимо представить иные доказательства того, что покупка сделана именно в месте обращения. Отказ от удовлетворения требований по данной причине является незаконным и может быть обжалован в судебном порядке.
Претензионное заявление лучше составлять как минимум в двух экземплярах, один из которых останется потребителю, а второй – продавцу.
Сроки предъявления
Каков срок возврата денег за товар ненадлежащего качества?
Максимальный объем ответственности перед приобретателем несет продавец, исполнитель или изготовитель в течение срока годности или периода гарантийного использования продукции.
Этот временной отрезок устанавливается обычно производителем и сообщается покупателю всеми возможными способами, в том числе в информационном описании к товару.
Если же такой временной период не установлен, то предъявлять претензии покупатель вправе в течение 2 лет с момента приобретения. Обращение возможно и после истечения этого срока, однако, в этом случае производитель может осуществить ремонт недостатков в срок до 20 суток. Если же сделать этого не удалось или ремонт невозможен, тогда приобретатель может потребовать возврата денежных средств.
Если изготовителем определен отдельно период гарантийного использования на детали сложного устройства, то возможно предъявление претензий по поводу замены этой детали. После ее осуществления срок гарантийного использования начинает исчисляться заново.[ads-mob-2]
При покупке в интернет-магазине
Дистанционная продажа товаров сегодня очень популярна. Практически каждый крупный производитель имеет собственный интернет-магазин.
Правила приобретения товаров таким способом подразумевает возможность его возврата на особых условиях по ст. 26.1 ЗоЗПП РФ:
- в любой момент времени до его получения;
- в течение 7 суток после получения;
- в срок до 3 месяцев, если потребителю не была представлена объективная информация о покупке.
Правила возврата подразумевают представление документов или иных доказательств, подтверждающих приобретение товара у конкретного продавца. В любом случае, необходимо составить претензию о качестве в адрес продавца.
[ads-pc-4]В нем обязательно необходимо указать некоторые данные:
- причину недовольства;
- доказательства справедливости выдвигаемых требований;
- просьбу о возврате товара.
[attention type=yellow]При невыполнении требований покупателя он имеет право обращаться в суд, а также требовать неустойку за невыплату денежных средств вовремя.[/attention]
Последствия
При требовании о возврате денег, уплаченный за товар, в котором были выявлены недостатки, потребитель может претендовать также на возмещение понесенного ущерба.
Однако если вторая сторона не удовлетворила законное требование обращающегося или выполнила его не вовремя, то возможно обращение в суд.
Для этого следует подать исковое заявление с изложением сути требований и их размера.
Если потребитель не уверен, что сможет самостоятельно защитить свои интересы, то он вправе обратиться к юристу или специалисту по защите прав потребителей.
Суд на основании позиции обеих стороны примет соответствующее решение. Продавец может избежать обязанности выплаты в адрес приобретателя, если докажет, что недостаток возник под действием непреодолимой силы или по вине самого покупателя.
Таким образом, право на возврат товара и получения уплаченных за него денежных средств изложено в ЗоЗПП Российской Федерации, а также ГК России. Именно эти нормативно-правовые акты определяют порядок действий покупателя товара или получателя услуги при обнаружении недостатков.
Если разрешить вопрос непосредственно с продавцом не удается, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Нередко требуется проведение экспертизы, которая определяет наличие вины одной из сторон в появлении недостатков.