Не каждый собственник жилья знает о необходимости оформления полного пакета документов на свою жилплощадь.
Кроме правоустанавливающих бумаг, нужны еще и иные, содержащие технические параметры (о содержании права собственности читайте тут).
В 2017 г. технический паспорт на квартиру — где получить, насколько этот документ важен?
Основные сведения
[ads-pc-2]Технический паспорт составляется впервые накануне введения объекта в эксплуатацию.
Этот документ небольшой по объему, но концентрирует в себе главные технические показатели всего здания и квартиры.
Все объекты недвижимости должны быть учтены в государственном реестре, независимо от того, кто именно является владельцем — государство, муниципалитет или частное лицо (физическое или юридическое). Обязательность паспортизации закреплена в ст. 19 ЖК РФ.[ads-mob-1]
С момента вступления в силу Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ начали оформляться кадастровые паспорта и появилось популярное мнение, что теперь технический документ не нужен. Это утверждение неверное и опровергается п. 2 ст. 47 № 221-ФЗ, где указано, что техпаспорт юридически равен кадастровому. Эти документы разные и существуют параллельно, не заменяя друг друга, их использование диктуется разными обстоятельствами.
Инвентаризацией объектов ведает БТИ, именно там хранится проектно-сметная документация, передаваемая при пуске в эксплуатацию каждого жилого дома. Именно это учреждение и оформляет техпаспорта. Этот документ является основанием для оформления кадастрового паспорта на квартиру.
Важно знать, что техпаспорт не выдадут, пока сотрудник БТИ не выполнит осмотр и замеры каждого помещения. Отобразив истинное расположение перегородок, дверей, окон и пр. и сравнив нынешнюю планировку квартиры с исходной, то есть той, которая зафиксирована в проектной документации, техник БТИ делает вывод о том, осуществлялась ли перепланировка. В случае выявления несанкционированной перестройки квартиры последует штраф.
[attention type=green]Выдача техпаспорта производится БТИ за определенную плату, величина которой зависит от срочности.[/attention]
Какие данные содержит?
В техпаспорте содержатся такие сведения:
- наименование компании, являющейся автором бумаги;
- подробный адрес квартиры и регистрационный номер;
- возраст постройки;
- размер площади — общей, жилой;
- о материалах, из которых возведен жилой дом, и о конструктивных элементах — фундаментах, стенах, перекрытиях, кровле и т. п.;
- этажность дома, на каком этаже расположена квартира;
- план квартиры и экспликация помещений;
- дата ввода в эксплуатацию, сведения о капремонтах и перепланировках;
- инвентаризационная стоимость.
[attention type=yellow]Дата оформления — важнейший показатель, без его указания документ не может считаться действительным. Состоит эта бумага из двух частей — графической и описательной, а всего насчитывает пять страниц.[/attention]
Необходимые документы
Заявителем может выступать:
- собственник;
- наниматель квартиры по договору соц. найма;
- законный представитель того или иного лица.
Важно знать, что не являющемуся владельцем (или совладельцем) жильцу, имеющему право пользования квартирой на правах зарегистрированного на этой площади гражданина, будь то родственник или иное лицо, в услуге будет отказано (если только собственник не делегирует свои права этому жильцу).
Документы потребуются в таком составе:
- заявление;
- паспорт заявителя (если обращается законный представитель, то доверенность и паспорт доверенного лица);
- правоустанавливающие документы, удостоверяющие право пользования квартирой (свидетельство о праве собственности или договор соц. найма);
- платежный документ об оплате госпошлины.
Это базовый перечень обычно требуемых бумаг, но в некоторых ситуациях необходимо будет предоставить дополнительно такие документы:
- если квартира обременена ипотекой, то договор на передачу жилья в залог;
- в случае перепланировки — разрешение градостроительных органов.
Часто при заказе техпаспорта на жилье, доставшееся по наследству, требуют от нотариуса подтверждение факта получения наследства.
В каких случаях он требуется?
Без этого технического документа невозможно обойтись при совершении таких операций с квартирой:
- ввода объекта в эксплуатацию;
- продажи;
- приватизации;
- вступления в наследство (в том числе и выделение доли);
- оформления ипотеки (это требование финансирующего учреждения и страховой компании);
- установления рыночной оценки;
- узаконивания перепланировки и пр.
[attention type=green]Фактически любая юридическая операция с недвижимостью влечет предъявление действующего, актуального техпаспорта.[/attention]
Срок действия технического паспорта на квартиру
Срока давности как такового у этой бумаги нет: ее необходимо менять при смене собственника, а также после проведения перепланировки, капремонта.
Если ничего не менялось на данной жилплощади, то через каждые 5 лет проводится плановая инвентаризация, сопровождающаяся обновлением техпаспорта (в связи с износом здания изменяется инвентаризационная стоимость, уточняется общее состояние строения и квартиры в нем и т. п.).
На практике обычно этот документ обновляют при наличии на то насущной потребности — например, при проведении сделки.
[attention type=yellow]Важно знать, что в случае конкретизации на полученном от БТИ таком документе срока действия следует вернуть бумагу как исполненную с нарушением правил, так как обязательно только датирование момента изготовления.[/attention]
Ошибка в техническом паспорте: что делать?
Получив новый документ, владельцу или нанимателю по договору соц. найма стоит как следует изучить его, сравнив с предыдущим или с натуральными, фактическими размерами и расположением своей квартиры.
Далекому от строительства или от сферы сделок с недвижимостью человеку стоит привлечь специалиста, который мог бы установить наличие расхождений.[ads-mob-2]
При малейшем несоответствии:
[ads-pc-4]
- линейных размеров помещений в плане или по высоте;
- привязок и наличия окон, дверей, простенков и т. п.;
- вентиляционных коробов и каналов;
- расположения плиты, ванны и т. п.;
- зафиксированных площадей помещений;
- адреса и пр. данных
следует немедленно обратиться в то отделение БТИ, которое выдало документ с ошибкой. Далее должен последовать очередной визит техника. Задача этого специалиста — убедиться в допущении ошибки и исправить ее, выдав без дополнительной оплаты правильный техпаспорт.
https://www.youtube.com/watch?v=oo0Jx_5zLRw
На практике часто заявителя вынуждают заплатить госпошлину еще раз, мотивируя тем, что работа выполняется специалистами повторно, а в возникшей неувязке их вины нет, и т. п. Главное — добиться правильного документа, в противном случае по прошествии времени любая такая ошибка может быть сочтена наличием проведенной владельцем перепланировки, не узаконенной, как положено по правилам. Опровергнуть подобное обвинение будет практически невозможно.