Узаконивание прав на недвижимые объекты и сделок с ними и вокруг них, включая переход права собственности на недвижимое имущество, в добровольно-принудительном порядке протоколируются с отметкой в госреестре (ст.164, 130—132 ГК).
Другими вариантами, в случае надобности, доказать своё право поступать с собственным имуществом по усмотрению и желанию не удастся: уже более 20 лет госрегистрация является единственным аргументом в пользу собственника (ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997/21/07, ч.1 ст.2).
Законодательство
Обозначение прав хозяина в реестровой базе данных государства (точнее, отсутствие документирования) не ограничивает права владельца, пока он пользуется и наслаждается своим имуществом, но не совершает сделок.
[ads-pc-2]Передача имущества, право на которое не отмечено в госреестре, в постоянное или временное владение (продажа, дарение, обмен, доверение и пр.) не будет законодательно подтверждена, а потому о факте официальной регистрации собственнических прав следует задуматься заранее.
Иными словами, будучи полноправным владельцем по каким-либо документам (например, принятие наследства), хозяин волен совершать со своим имуществом любые действия, даже продать его, но (!) при отсутствии у него свидетельства о госрегистрации имущественные полномочия нового владельца (передача прав) не будут задокументированы и, следовательно, признаны.[ads-mob-1]
Таким образом, целью принудительной госрегистрации считается доказательство правомерности действий со стороны продавца (фактического собственника) и защита лица, кому права на собственность передаются.
ФЗ №51 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» 1994/30/11 в редакциях 2016/03/07, 2016/01/09, 2016/02/10
Постановления Пленума ВС РФ №25 2015/23/06; №9 2012/29/05 (п.34)
Постановление Пленума ВС и Пленума ВАС №10/22 от 2010/29/04 (п.11)
ФЗ №14 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» 1996/26/01 редакция 2016/23/05
ФЗ №122 «О государственной регистрации…» 1997/21/07 (редакция 2016)
ФЗ №250 2013/23/07
Государственная регистрация перехода права собственности
Госрегистрация узаконена у нас в стране с 1997г. Регистрация собственнических полномочий на имущество, перешедшее во владение до выхода соответствующего закона, производится по желанию владельца.
Регистрационный временной лимит для таких случаев не установлен, но должен быть продиктован логикой и очевидными причинами: никакого последующего перемещения прав на габаритную собственность без её госрегистрации не может быть оформлено (ни наследство, ни завещание).
Если процедура занесения в реестр статуса правообладателя так и не будет пройдена, то кровным наследникам придётся восстанавливать свои права и доказывать обоснованность притязаний через суд, что займёт довольно длительное время и не факт, что увенчается успехом.
Следует помнить, что госрегистрация переходящего имущественного права может проводиться лишь при наличии подтверждённого факта предыдущего регистрирования, засвидетельствованного в базе ЕГРП. Более того, предмет переходного правообладания должен значиться в госкадастре с определённым кадастровым номером (ФЗ №221 2007/24/07 «О государственном кадастре недвижимости»).
Полномочия имущественного собственника в Росреестре регистрируются стандартно:
- подача документов;
- проверка их подлинности и законности операции (кроме уже заверенных нотариально), исключение правовых разногласий между потенциальным и реальным собственниками;
- если противоречия не выявлены и отказ безоснователен, делается реестровая запись о переходе права на недвижимое имущество;
- ремарка о регистрировании в госреестре проставляется на всех документах и совпадает по времени с выдачей свидетельств(а).
Отказ в приёме пакета бумаг исключается, а отказ в факте регистрации прав в госреестре допустим, если:
- документы сомнительны или представлены не полностью;
- заявитель (собственник) указал не все сведения или не имеет имущественных прав;
- объект перерегистрирования правообладания не значится в госкадастре, фиксирование прав на него в госреестре никогда не проводилось.
Не следует смешивать право владения и право собственности. Россиянин может стать владельцем некой недвижимости по итогам проведённой сделки (например, покупка) или по праву наследника. Собственником он станет только после освидетельствования в ЕГРП – до госрегистрации факта смены владельца и перехода к нему прав законным собственником будет числиться прежний владелец.
Проблема саботирования госрегистрации перемены правообладателя по результатам сделки урегулируется судом (ст.551 ГК, п.3). В то же время, зарегистрированная в реестре смена собственника не являет собой препятствие к аннулированию сделки по нелицеприятным причинам (ст.450 ГК) и возврату имущества.
Инициировать процедуру госрегистрации разрешено следующими путями:
- при личной явке обеих сторон в районное/городское отделение Росреестра;
- посредством отправки почтой заказного письма с заявленной ценностью, описью и уведомлением о вручении;
- через интернет.
При личном обращении в Росреестр явившиеся от руки заполняют бланки в присутствии сотрудника учреждения.
Для почтового отправления необходимо предварительно заверить договор о сделке, копии паспортов и подписи на заявителей.
[attention type=green]Интернет-регистрация перемены владельца возможна при наличии электронной подписи у обоих представителей.[/attention]
Необходимые документы
Копии и оригиналы (идентификация), которые следует представить:
- собственноручно написанные обращения с подписями (обе стороны);
- паспорта;
- квиток об оплате госпошлины;
- подтверждение происхождения собственности;
- подтверждение сделки (проведённого действия), или собственно договор;
- акт приёма-передачи.
Две последние бумаги требуются в 3-х ксерокопированных экземплярах.[ads-mob-2]
Госпошлина
Госпошлина за регистрацию перемены владельца и собственнических прав составит 2000р (организации 22 000р), что отмечено в ст.333.33 п.1/22 Налогового кодекса. Если в реестровую запись о правах потребуется внести изменения, то размер платы за услуги составит 350р и 1000р для организаций (ст.333.33 п.1/27 Налогового кодекса).
Примечательно, что в случае сдачи документов на регистрацию без квитка об оплате пошлины датой приёма бумаг будет считаться не день сдачи документации, а дата уплаты госпошлины. То есть квитанция об оплате услуги является определяющей для начала процедуры.
От уплаты пошлины освобождаются только органы государственной власти, Центробанк и малоимущие граждане.
[attention type=green]В случае уплаты большей суммы, чем требуется, излишек будет возвращён (ст.333.40 НК и ФЗ 122). Вернут деньги и в том случае, когда оплата свершилась, а обращения в соответствующий орган не последовало.
Если же процедура регистрирования была инициирована, но увенчалась обоснованным отказом, возврата денег не последует (госпошлина есть плата за предоставленную услугу, но не за факт положительного решения).[/attention]
Сроки регистрации
В Росреестре процедура рассмотрения обращения и регистрации перемены собственнического права укладывается в 10 дней, не считая выходных и праздников. Отсчёт времени идёт с дня принятия к исполнению полного комплекта документации.
Документы, подтверждающие права собственности на недвижимое имущество
Удостоверение госрегистрации новоиспечённого собственника (сленговое название «зеленка») выдаётся по итогам регистрационной операции и является единственным подтверждением свершившегося факта. По сложившейся традиции, это свидетельство рассматривается в качестве документа в подтверждение компетенции собственника.
Фактическим документом в подтверждение права владельца, будет выписка из ЕГРП о существовании права собственности.
Выписку без проблем можно заказать и обрести в Росреестре.
Также крайне важно иметь бумаги в подтверждение изначально возникшего права собственности (правоустанавливающую документацию), то есть «с чего всё началось».
Исходниками выступают договор приватизации, дарственная, договор о покупке, наследстве и пр.
Итак, основополагающими документами, доказывающими имущественные права, будут выписка ЕГРП о существовании задокументированного в госреестре права (правоподтверждающий документ) и оригинальный источник происхождения собственности (правоустанавливающий документ). Имеющаяся на руках «зеленка» узаконивает и подтверждает само событие занесения официальной записи в госреестр.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
ЕГРП – всероссийская доступная база данных, использующая электронные и бумажные носители, собирает и хранит информацию о действующих и прекращённых (ранее существовавших) правах на недвижимость (ФЗ 122).
[ads-pc-4]Ведением госреестра собственнических прав занимается Федеральная служба, кратко именуемая Росреестром.
Введение обязательной госрегистрации собственнических прав может служить гарантом юридической безопасности при совершении сделок с недвижимостью и подписании договоров.
Сведения госреестра не представляют тайны – справку (выписку) из него может заказать любое заинтересованное лицо.
Выписка из госреестра удостоверяет существование права собственности как такового со всеми ограничениями, если имеются.
Выписка ЕГРП – документ бессрочный и фактически действительный на момент получения. Сведения в госреестре подвержены динамике, а потому, учитывая лабильность системы, выписку следует запрашивать как можно ближе к времени совершения сделки с целью снижения рисков.