Многие путешественники, планируя свои авиаперелеты, бронируют билеты на них заранее. Это удобно во многих отношениях.
Во-первых, есть время найти максимально удобный маршрут.
Во-вторых, выбор билетов за несколько месяцев до полета достаточно велик, и есть возможность сочетания дешевизны путешествия с его комфортностью.
Ведь известно, что стоимость предлагаемых авиабилетов по мере приближения даты вылета — возрастает.
Но при бронировании загодя существует риск, что по тем или иным причинам придется отменять поездку или переносить ее дату. Какие существуют правила возврат авиабилетов? Что для этого нужно знать?
Типы отмены перелетов
Существует два типа отмены перелетов:
[ads-pc-2]
- вынужденный;
- добровольный.
Вынужденная отмена с полным или частичным возвратом стоимости билета предусматривает такие ситуации:
- Отмена или задержка рейса не менее 3 часов.
- Смерть пассажира или близкого ему человека.
Большинство перевозчиков считают обоснованным возврат билета и в таких случаях:
- Официальный отказ в визе.
- Болезнь путешественника с его госпитализацией.
- Нестыковка в расписании, проблемы с экипажем или самолетом.
- Отмена посадки путешественника в случае «овербукинга».
Перевозчик не виновен при отмене полетов в таких случаях:
- Стихийные бедствия и погодные условия.
- Военные действия.
- Забастовка персонала.
- Обнаружение неполадок самолета.
[attention type=green]Компенсация потерь, связанных с возвратом билетов оговаривается внутренними правилами перевозчика. В РФ они называются Воздушным кодексом.[/attention]
Добровольная отмена
Случаи, когда возврат билетов является инициативой самого пассажира, называются добровольной отменой рейса.
К таким документам применяются правила возврата (обмена) согласно оговоренного тарифа.
Чем дешевле билет, тем жестче ограничительные условия и санкции.
Повсюду действует и другое правило: невозвратный комиссионный сбор компании при добровольной отмене возрастает по мере приближения даты полета.
Некоторые категории билетов считаются невозвратными. Стоит узнать все условия возврата и обмена билетов на сайте перевозчика при их приобретении.[ads-mob-1]
Условия возмещения
На территории России существует следующий порядок:
- Пассажир предупредил авиакомпанию об отказе от полета на внутреннем рейсе более чем за сутки до него. В этом случае ему возвращают 100% стоимости билета.
- Если предупреждение состоялось позже, то компания удерживает в свою пользу четверть сборов по авиационным тарифам.
- Если рейс международный, то в первом случае удерживается 10% от сборов, а во втором – 25%.
- Минимальное время для возврата – 4 часа до полета. После начала регистрации на рейс действуют уже повышенные штрафы и комиссии.
При вынужденном возврате кроме заявления необходимо предоставить еще следующие документы:
- При резервировании мест в самолете – маршрутную квитанцию с пометкой перевозчика об их возврате в систему резервирования или же справку из авиакассы.
- При отмене рейса – тот же документ с отметкой перевозчика о данном факте.
- При отказе по болезни – документ, подтверждающий ее.
- Если причина отказа смерть пассажира – свидетельство о его смерти и документы, доказывающие родственную связь с ним.
- При отказе в визе – копию страницы паспорта с отказом.
- Копию квитанции об оплате.
Если отмена или перенос рейса были связаны с дополнительными расходами, либо был понесен материальный и моральный ущерб из-за того, что поездка при опоздании потеряла смысл, то необходимо также приложить доказательства этого факта. Это чеки, квитанции обо всех незапланированных расходах.
А в случае, если у поездки была конкретная цель (посещение концерта, фестиваля, спортивного мероприятия, свадьба близкого человека, визит к больному родственнику и т.п.), то билеты, квитанции, медицинские справки, приглашения или другие возможные документы.
В любом случае возврат средств будет осуществляться только тогда, когда компания признает данный возврат вынужденным. Рассмотрение заявления перевозчиком занимает около месяца.
Особый случай представляют невозвратные билеты. Если при покупке билета в тарифных правилах было оговорено, что он невозвратный, то вернуть его, скорее всего, не удастся.
[attention type=green]Существует ряд исключений, когда возврат их все же возможен. Это медицинское подтверждение болезни путешественника, смерть его или близкого ему человека. Но на практике для этого нужно подавать исковое заявление на данную компанию в суд.[/attention]
Способы возврата средств
Правила предусматривают возврат средств за билет аналогичным способу его покупки. Обязательно, чтобы на документе была необходимая отметка компании.
Перечень способов возврата:
- банковская карта;
- банковский счет;
- на терминалы электронных кошельков;
- через салоны связи;
- на счет мобильного телефона.
Для возврата на банковский счет необходимы сведения о получателе (ФИО, ИНН) и все банковские реквизиты. При способе возврата электронными деньгами нужна информация: ФИО получателя, название и номер кошелька, а при возврате на банковскую карту – номер заказа. Обычно этот процесс занимает от 3 до 30 банковских дней.
Если приобретение билета производилось оплатой наличными в кассе или офисе агентства, то расчет можно проводить в день получения уведомления о принятии решения о возврате.
[attention type=green]Лучше предварительно договориться с сотрудником агентства, чтобы требуемая сумма успела поступить туда.[/attention]
Правила возврата авиабилетов «Аэрофлот»
Сдать билет можно онлайн либо через кол-центр компании. И возможен он только за первичные билеты, т.е. неиспользованные и не измененные.
Эта процедура занимает 10 рабочих дней со времени принятия запроса. При этом санкции не начисляются.
Важно также знать, что тарифы «Аэрофлота» разделяются на категории. «Премиум-тарифы» считаются полными, действуют они целый год, штрафы на них не начисляются. Билеты по «оптимум-тарифам» сдаются либо обмениваются с применением штрафных санкций. Документы классов «бюджет-эконом», «промо-эконом» и «молодежный», являются невозвратными.
Если же билет был сложным, с элементами разных категорий, то при возврате к нему применяются условия сегмента с самыми жесткими ограничениями. При неполном использовании билета остаток средств за неиспользованную часть не возвращается. Сдать можно лишь документы на рейсы, которые начинались в России.
На билеты класса «оптимум-бизнес» в любом случае налагаются штрафы в 200 евро лишь на дальних международных рейсах.
При сдаче билетов класса оптимум-эконом после регистрации возмещение убытков не производится. А если они возвращены до регистрации, то возмещаются следующие суммы:
- на международных маршрутах с пребыванием в полете менее 6 часов – 50 евро;
- более 6 часов – 100 евро;
- на внутренних перевозках по европейской части страны – 1500 рублей;
- по иным маршрутам – 2500 рублей.
Куда обращаться
Самый важный практический вопрос в любой ситуации «куда обращаться?» В этом случае ответ простой.
При необходимости отмены рейса нужно делать запрос на том ресурсе, где проводилось бронирование билета.
Если же он приобретался лично, и пассажир находится далеко от места покупки полетного документа, то нужно воспользоваться интернетом.
Запрос об отмене билета на рейс посылается на электронную почту авиакомпании. При покупке билета через турагентство, обращаться нужно в него.
Заявление можно подать и в месте вылета, либо прилета, через представительство авиаперевозчика. Когда же таковое в аэропорту отсутствует, то заявка посылается на сайт компании. Для надежности лучше продублировать ее заказным письмом в адрес перевозчика. Копию заявки и почтовую квитанцию нужно обязательно хранить на случай обращения по этому поводу в суд.
[attention type=green]В Воздушном кодексе РФ оговорено, что срок подачи претензии к авиакомпании — полгода со дня отмены полета.[/attention]
Возврат билетов, купленных через агрегаты
[ads-pc-3]Для удобства поиска оптимальных условий маршрута по цене, комфортности и времени полета, создано множество сайтов.
На них предлагается несколько различных вариантов по заданным посетителем ресурса — критериям.
Однако сами ресурсы являются лишь посредниками.[ads-mob-2]
Они не оформляют билеты, а лишь помогают в этом. Поэтому при возврате таких билетов следует подавать заявку не на этот сайт, а в агентство или в авиакомпанию.
Вся необходимая информация по контактам с перевозчиком и подробное описание маршрута после бронирования документа передается на электронный адрес заказчика.
Особенности электронных билетов
Условия возврата электронного билета совпадают с возвратом бумажного документа.
При онлайн-покупке следует обратить внимание на статус документа, от этого зависит возможность его возврата.
Если в графе «ограничение» есть отметка «non refundable», то вернуть его не удастся.
В отсутствие такого ограничения при возникновении прецедента необходимо на сайте перевозчика заполнить соответствующую форму о возврате билета, приложив к ней скан паспорта. Если же билет был куплен в турагентстве, то обратиться нужно туда.
Приобретая электронный билет необходимо изучить информацию, связанную с его сдачей и обменом. Она есть на сайте перевозчика. Можно позвонить по этому поводу в агентство продаж или в кол-центр перевозчика.
В каждой ситуации, ущемляющей пассажира материально и морально, необходимо собирать всевозможные документальные подтверждения понесенного ущерба. Следует получить отметки о задержке рейса на билете, хорошо также сфотографировать табло со всей информацией об этом рейсе. Это поможет получить с виновника задержки необходимую компенсацию.