Создание организации происходит по определенным правилам.
Кроме того, любое юридическое лицо имеет определенную цель, с которой его создавали собственники.
Она может заключаться в извлечении прибыли, но когда поставленная цель не исполняется, фирма может быть ликвидирована.
Законодательно предусмотрен специальный порядок и правила, по которым разрабатывается пошаговая инструкция (порядок) ликвидации ООО. Именно согласно ей должен быть подготовлен пакет документов и проведены некоторые мероприятия.
Ликвидаторам нельзя отступать от определенного законом порядка действия, так как пропуск любой стадии может повлечь негативные последствия.
Принятие решения о ликвидации компании
Такое событие как ликвидация юридического лица должно иметь серьезные основания.
[ads-pc-2]Кроме того, законодательством предусмотрено несколько вариантов развития событий:
- добровольный;
- принудительный.
В первом случае решение о том, что ООО пора ликвидировать принимается собственниками.
Это происходит, обычно, когда фирма выполнила ту цель, с которой создавалась и ее дальнейшее существование бессмысленно. Во втором случае решение о ликвидации принимает суд. Оно может быть спровоцировано несоблюдением законодательства, многочисленными нарушениями со стороны Общества и другими причинами.[ads-mob-1]
Как отдельный повод для упразднения фирмы является банкротство. Однако этот процесс осуществляется по особому сценарию.
Если решение принимается на добровольной основе, то существует определенная последовательность действий, позволяющая вынести решение:
- Инициируется собрание собственников. Если он в единственном лице, то и решение принимает единолично.
- На повестку выносится обсуждение вопроса о прекращении существования ООО.
- Проводится голосование среди всех участников собрания.
- Если результаты обсуждения свелись к единогласному решению о закрытии фирмы, то создается соответствующее решение и подписывается всеми участниками собрания.
- Создается ликвидационная комиссия, которая берет на себя обязанности исполнения всех юридически значимых действий в соответствии с законом о ликвидации организаций.
Именно этот сформированный по поводу упразднения организации орган решает все вопросы вплоть до окончания процедуры закрытия ООО. Обычно в ее состав входят:
- юрист;
- директор фирмы;
- главный или ведущий бухгалтер и т.д.
В итоге, при вынесении решения о закрытии фирмы необходимо действовать последовательно. Законом предусмотрен специальный порядок с созданием комиссии, которая будет выполнять все действия по ликвидации ООО.
[attention type=green]Единоличное решение всех вопросов в качестве ликвидатора допускается законодательством РФ.[/attention]
Документы, необходимые для закрытия ООО
При проведении ликвидации предприятия ООО необходимо составить и подготовить пакет документов. Он включает бумаги, разработанные на различных этапах.
В обязательный пакет бумаг, который формируется в процессе упразднения Общества с ограниченной ответственностью войдут:
- решение о ликвидации фирмы;
- протокол собрания собственников;
- бумага, гарантирующая публикацию в публичном издании;
- подтверждения уведомления каждого кредитора;
- протокол о создании ликвидационного баланса и сам баланс.
В зависимости от вынесенного ИФНС решения о целесообразности проведения проверки могут быть документы, связанные с ее результатами, а также начисленными штрафами и т. д.
[attention type=green]Перечень документов не является исчерпывающим и может дополняться по мере осуществления процесса.[/attention]
Публикация в «Вестнике»
Одной из прямых обязанностей ликвидационной комиссии является публикация данных о закрытии организации в специальном «Вестнике».
В предоставленной информации обязательно должно быть указано несколько параметров:
- начало и конец процедуры;
- данные о предприятии;
- порядок и сроки выставления требований всеми кредиторами.
По правилам период времени, отведенный для выставления требований в адрес закрывающейся организации, не должен быть менее 2 месяцев.
Сегодня существует возможность публиковаться не в печатном издании, а на сайте «Вестника». Для этого необходимо оставить заявку и собрать определенный пакет бумаг. В него входят:
- решение о ликвидации;
- бумага, которая подтверждает оплату услуг публикации;
- выписка из ЕГРЮЛ.
В результате, ликвидаторы обязаны заявить о начале процедуры закрытия ООО путем подачи данных в специальное издание «Вестник». Именно таким способом можно донести информацию до партнеров и иных заинтересованных лиц.
Уведомление кредиторов
Кроме обязанности публиковать информацию о прекращении существования ООО в «Вестнике» у ликвидационной комиссии есть еще одна значимая - оповещение всех кредиторов.
Этот шаг осуществляется сразу после подачи информации на публикацию.
Уведомления должны направляться в адрес каждого партнера по определенным правилам:
- обязательно подтверждение получения от контрагента;
- обязательно сообщение всем кредиторам без исключения;
- недопустимо отправление пустых писем или отказ от уведомления.
[attention type=green]Часто кредиторов оповещают путем отправки писем с уведомлением о получении через Почту России или курьера.[/attention]
Выездная налоговая проверка
Налоговая инспекция обязательно получит сведения о ликвидации ООО из «Вестника» или уведомления.
Именно после этого сотрудникам ИФНС необходимо принять решение о проведении проверки в отношении ликвидируемого ООО.
Если принято решение в пользу целесообразности ее проведения, то все остальные этапы ликвидации станут возможными исключительно после ее окончания. Этот процесс может занять как минимум 2 месяца.
Именно поэтому необходимо внимательно отнестись ко всем декларациям и документам, сдаваемым в последнее время работы ООО. Если по результатам проверки будут обнаружены какие-либо нарушения или недочеты, Налоговая служба вправе выставлять штрафы и применять иные санкции.[ads-mob-2]
Сдача промежуточного ликвидационного баланса
Следующим этапом станет создание и публикация промежуточного ликвидационного баланса. Этот документ создается исключительно после того, как истечет 2 месяца со дня публикации в «Вестнике».
[ads-pc-4] В него входят сведения:
- об имеющихся активах организации;
- выдвинутых кредиторами требованиях.
После составления баланса, его необходимо отправить в налоговую, приложив:
- бланк, подтверждающий публикацию в издании «Вестник»;
- копию решения (протокола) о создании и утверждении баланса.
Инспекторы вправе запрашивать дополнительные документы.
После прохождения всех этапов — фирме необходимо погасить все долги перед кредиторами и оставшуюся сумму разделить между собственниками.
Таким образом, ликвидация ООО осуществляется по определенным правилам. Для верного выполнения всех шагов, необходимо руководствоваться нормами законодательства. Обязательно следует оповестить кредиторов и отчитаться перед налоговой. При успешном прохождении всех этапов, фирма будет ликвидирована, о чем вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ.