В жизни бывает всякое.
И сотрудник предприятия может умереть вследствие болезни, несчастного случая или скоропостижно.
Тогда перед администрацией компании возникает проблема, как оформить увольнение в связи со смертью работника. Эту ситуацию мы и рассмотрим в данном материале.
Законодательство
[ads-pc-2]Прежде всего — это российский Трудовой кодекс.
В нем содержатся общие положения относительно прекращения трудового договора, и смерть члена персонала в этом отношении не является исключением.
Также следует принимать во внимание и ГК РФ.
Там, в частности, определено, в какие сроки родственники умершего человека вправе обратиться к предприятию за зарплатой, невыплаченной работнику при жизни.
[attention type=green]Следует также учитывать требования подзаконных актов, регулирующих порядок ведения кадровой документации, заполнения трудовых книжек, соблюдения срока хранения документов на предприятии.[/attention]
Сведения, указываемые в свидетельстве о смерти
Человека юридически нельзя уволить до тех пор, пока в распоряжении организации не будет копии соответствующего документа.
Какие же основные реквизиты должно содержать в себе свидетельство о смерти?
Прежде всего стоит отметить, что оно оформляется на гербовом номерном бланке с несколькими степенями защиты.
После названия документа пишутся полные Ф.И.О. покойного с указанием дня и места его рождения. Затем проставляются дата смерти лица (цифрами через дробь и словами), а также реквизиты актовой записи ЗАГСа о кончине человека.
Вслед за этой информацией идет ссылка на место смерти гражданина. В свидетельстве перечисляются населенный пункт, регион и страна. Дальше идут наименование органа ЗАГСа, зарегистрировавшего факт смерти, и дата выдачи свидетельства. Завершают его подпись руководителя ЗАГСа, скрепленная печатью учреждения.
Приказ об увольнении
Даже если окончание трудовых отношений происходит в связи со смертью сотрудника, приказ все равно должен быть издан.
Для всех приказов в отношении увольнения применяется стандартная форма Т8.
В графе, где речь идет о причинах для расторжения трудового договора, следует указать на смерть работника с дополнительной ссылкой п. 6 ч.1 ст. 83 ТК РФ.
[attention type=green]Основанием для появления приказа должно стать свидетельство о смерти. Тогда приводятся его реквизиты. Приказ подписывается в одностороннем порядке руководителем предприятия.
Знакомить с его содержанием родственников покойного под их роспись законодательство не обязывает.[/attention]
Пошаговая инструкция при увольнении
Ниже мы приводим алгоритм действий, которые предприятие должно совершить для увольнения умершего работника.[ads-mob-1]
Издание приказа об увольнении
Он принимается тем числом, когда на предприятие поступает копия свидетельства в подтверждение смерти сотрудника. При этом днем увольнения будет дата кончины работника.
Внесение записи об увольнении в трудовую книжку
Если работник предприятия умирает, то все равно запись о прекращении трудовых взаимоотношений вносится в его трудовую книжку.
Как и в прочих случаях, делается ссылка на соответствующую норму Трудового кодекса, а также на реквизиты приказа.
Родственники покойного работника имеют право забрать трудовую книжку после внесения в нее всех необходимых записей. Ведь она может быть не только предметом памяти, но и поможет при назначении различных выплат от государства или местных властей.
Для получения трудовой книжки заинтересованному лицу следует написать заявление с приложением к нему копии паспорта, документа о смерти родственника и доказательств взаимоотношений с ним.
[attention type=green]Если же никто не обратится за документом о трудовом стаже, то по законодательству его надлежит хранить 75 лет.[/attention]
Личная карточка
В нее вносятся отметки, тождественные тем, которые содержатся в трудовой книжке. Естественно, что подпись работника при этом не подразумевается.
Желательно будет оперативно письменно уведомить родственников работника обо всех средствах, которые были начислены, но не выплачены ему на момент смерти. Сделать это достаточно просто, поскольку современные формы всех анкет на трудоустройство предполагают включение в них необходимых данных о ближайшем окружении сотрудника.
Выплата денежных средств усопшему работнику
Ее оформить может кто-либо из близких членов семьи, проживавших вместе с покойным на момент его смерти, а также нетрудоспособные иждивенцы вне зависимости от места их жительства.
Помимо зарплаты предприятие должно выплатить премию (если она была начислена), отпускные, положенные законодательством или коллективным договором компенсации и т. д (подробно о том, как рассчитать расчетные при увольнении).
Чтобы получить соответствующую сумму, родственник или иждивенец должен обратиться в организацию в течение 4 месяцев со дня кончины работника. В противном случае деньги будут впоследствии распределены между всеми наследниками наравне с прочим имуществом.
Заинтересованное лицо должно написать заявление на имя руководителя фирмы. К нему следует приложить копию своего паспорта и доказательства родственных отношений с покойным (например, скопированное свидетельство о браке).
[attention type=yellow]С момента поступления обращения у предприятия имеется одна неделя для проведения всех выплат (ст. 141 ТК РФ).
При этом налоги, страховые отчисления с зарплаты покойного не удерживаются. Поэтому родственник покойного должен получить всю начисленную бухгалтерией сумму.[/attention]
Возможные правовые коллизии с датами приказа и увольнения
У многих возникает вопрос, какими должны быть даты увольнения и издания соответствующего приказа в случае смерти работника. Ведь предприятие может узнать о кончине своего сотрудника только спустя некоторое время.
В этом случае законодательство разрешает поступить по следующей схеме.
Датой увольнения будет считаться то число, которое указано в свидетельстве о смерти. Однако приказ разрешается издать в тот день, когда на предприятие поступит копия свидетельства.
Чтобы избежать проблем с трудовой инспекцией и другими контролирующими инстанциями, желательно зафиксировать в документах предприятия день получения копии свидетельства о смерти. Если оно пришло по почте, то полезно сохранить экземпляр конверта и сделать запись в журнале, фиксирующем поступление входящей корреспонденции.[ads-mob-2]
Оформление социального пособия на погребение
[ads-pc-4]Если умирает работник предприятия, то законодательство предусматривает выплату помощи по его захоронению.
В 2017 году сумма помощи составляет в среднем по России чуть больше пяти с половиной тысяч рублей.
Однако в некоторых регионах данная цифра может незначительно отличаться.
Для получения пособия лицу, которое взяло на себя расходы по ритуальным услугам, следует обратиться на предприятие, где до последнего дня работал умерший сотрудник. Для этого отводится полгода с момента кончины гражданина.
Чтобы оформить средства, необходимо подать заявление на имя администрации фирмы. К нему прикладываются копии паспорта заявителя, а также свидетельства о смерти. Обратите внимание, что для получения пособия законодательство не требует дополнительного предоставления документов, подтверждающих понесенные затраты на похороны.

Процедура оформления документов предусматривает наличие полной ясности в этом вопросе, а посему начинать нужно с личного общения с отзываемым по производственной необходимости из отпуска сотрудником, хотя бы по телефону, а лучше при личным присутствии.
Такие бумаги оформляются вольным стилем.
Так как законодательство не приемлет иного порядка отзыва, кроме согласия отпускника прервать отдых и выйти на работу, то придется администрации искать иной выход.
Не позже, чем за 3 дня до отбытия в отпуск, работник должен был наперед получить отпускные (ст. 136 ТК РФ), из которых теперь следует вычесть переплату за те неиспользованные дни.
Женщины, находящиеся в декретном отпуске (
Все работники предприятия (основные и совместители) за 60 дней предупреждаются о предстоящем увольнении персонально под расписку (ТК ст.180 абзац 2), то есть каждый сотрудник получает индивидуальное уведомление.
Все входящие документы, адресованные предприятию зарегистрируются.
Если организация недавно создана, то сотрудник, отвечающий за кадровое делопроизводство, сразу заводит регистрационный журнал.
Приказом, входящим в основную деятельность, назначается сотрудник, ответственный за ведение книги регистрации приказов.
Аудиторы, проверяющие многие компании, не запрещают вести журналы регистрации приказов в электронном виде.

Уволить сотрудника по несоответствию занимаемой им должности или вследствие недостаточных профессиональных навыков можно только по результатам квалификационной аттестации, которая может сводиться к тестированию, контрольному опросу и пр.




Во избежание путаницы с нумерацией следует помнить что «номер п/п» означает только номер записи.
Журнал регистрации ТД должен быть в плотной обложке, к чему обязывает частота его использования и срок хранения (75 лет), прошит, опломбирован и пронумерован.
Исправления, зачёркивания и обработка текста корректором исключаются, так как подобные действия в суде могут быть расценены как подтасовка фактов и предоставление недостоверной информации.
Рассмотрим, как рассчитать удержание за неотработанные дни отпуска.
Сотрудник оформлен в штат 04.02.2014 года. В ноябре взял отпуск 28 дней. Подал заявление на увольнение 30.09.2014 года.
При расчете берется период, — рабочий год, который начинается с момента устройства на работу, за исключением испытательного периода.
Удержать или нет, полученные авансом отпускные денежные средства, решает руководитель по своему усмотрению, это его право, но не обязанность.
Пойти в суд имеет право работодатель для истребования исчисленного удержания по ст. 382 и 383 ТК РФ.
Далее инспектор Биржи труда, ориентируясь на полученные сведения, в краткие сроки готовит и передает список предполагаемых рабочих мест.
Как только будет издан приказ, подтверждающий оптимизацию штата, нужно поставить в известность Профсоюзную организацию.
За 60 дней до сокращения, руководство компании обязано уведомить сотрудников, вручив им соответствующий документ.
По факту, при минимизации штата, вызванной производственными причинами, предприятие обязано каждому из сотрудников предложить другую вакансию.
На основе вышеупомянутого доклада принимают решение о выводе части должностей из штатного состава, о чем издаются соответствующие приказы.
Как правильно сократить работника по сокращению штата?
Обычно запрашивается работником у работодателя для предъявления куда-либо.