По правилам российского семейного законодательства, чтобы совершить правопередачу в отношении недвижимости, следует получить согласие на это мужа или жены. Основным условием действительности указанной сделки является нотариальное ее удостоверение.
Согласие требует подтверждения личной подписью того, кто его дает, поэтому для оформления нужно либо лично явиться в нотариальную контору, либо пригласить нотариуса на дом.
Что говорит законодательство?
Вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью супругов регламентируются статьей 35 Семейного кодекса РФ. Законом предполагается, что все сделки муж и жена совершают по взаимному согласию (п. 1 ст. 35 СК), но при этом отсутствие такого согласия приводит к оспоримости сделки (п. 2).[ads-mob-1]
Отдельно оговариваются операции с недвижимостью: поскольку такой правопереход требует государственной регистрации, то и к супружескому согласию предъявляются особые требования. Основное из них — нотариальное заверение.
В соответствии с положениями семейного законодательства в собственности, приобретенной в браке, супруги имеют одинаковые доли. Поэтому и предполагается, что распоряжение этой собственностью должно происходить только по обоюдному соглашению.
Важно знать также, что есть случаи, когда не действует обязательное требование о наличии письменного разрешения:

- прямое указание на принадлежность собственности только одному из супругов в брачном договоре или соглашении о разделе имущества;
- при оформлении доверенности на осуществление сделки по отчуждению недвижимого имущества;
- нахождение отчуждаемой недвижимости в собственности одного из супругов еще до вступления в брак;
- получение мужем или женой недвижимости в качестве дара или наследства;
- обретение права собственности одним из супругов в результате приватизации.
Как видно из приведенного списка, официально оформленное разрешение супруга/супруги на продажу недвижимости не нужно в тех случаях, когда исключена совместная собственность, то есть владельцем отчуждаемого объекта является лишь один из супругов.
[attention type=yellow]Согласие одного из супругов на отчуждение недвижимости вторым представляет собой официальный документ, дающий право на соответствующую правопередачу.[/attention]
Необходимые документы
Чтобы оформить разрешение супруга на отчуждение недвижимого имущества, необходим определенный перечень документации.
Законодательно установлен следующий список документов:

- удостоверение личности (паспорт) того гражданина, который согласен на правопередачу;
- свидетельство о браке;
- документ, устанавливающий право гражданина на рассматриваемую в качестве объекта передачи собственность (соответствующее свидетельство, выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т. д.).
Все перечисленные документы должны быть предоставлены в оригинале. В процессе оформления локумента нотариус может усомниться в дееспособности соглашающегося (особенно часто это происходит в случае сделок, заключаемых пожилыми гражданами). Тогда он вправе осуществить запрос медзаключения о состоянии здоровья интересующего гражданина.
Правила составления заявления
Согласие мужа или жены на отчуждение недвижимого имущества составляется в письменном виде на бланке установленной формы. При этом документу присваиваются серия и номер.[ads-mob-2]
Обязательными реквизитами являются следующие:
[ads-pc-1]
- место и дата оформления;
- персональные идентифицирующие данные супруга: ФИО, дата рождения, место постоянной или временной регистрации, данные паспорта;
- реквизиты свидетельства о заключении брака;
- реквизиты документов, касающихся отчуждаемой недвижимости: данные кадастрового паспорта, место расположения, метраж, другие индивидуально определенные характеристики;
- правоустанавливающие документы в отношении собственности.
Документ обязательно подтверждается личной подписью.
[attention type=yellow]Чтобы разрешение было заверено, необходимо убедиться, во-первых, в дееспособности давшего согласие, во-вторых, в подлинности представленной подтверждающей документации.[/attention]
Нужно ли заверять нотариально?
Вопрос о необходимости нотариального заверения согласия супруга/супруги на продажу недвижимости однозначно решен с 2017 года Федеральным законом №391 от 29.12.2015 в редакции от 29.07.2017. Такое правило распространяется на все сделки по переходу прав на недвижимость, находящуюся в совместной собственности.[ads-mob-1]
Кстати, и для самого оформления согласия необходимо обратиться в нотариальную контору. Ответственный специалист затребует нужный перечень документов, а затем проверит их на достоверность. В случае соответствия предоставленных бумаг действительности согласие будет составлено и заверено.
Рассматриваемая мера введена во избежание случаев мошенничества, которое часто имеет место в случае сделок с недвижимостью как дорогостоящим объектом. Если согласия от супруга/супруги не получено, любая сделка считается оспоримой.
Сколько действует разрешение от супруга на реализацию жилья?
Передача прав на недвижимое имущество всегда довольно длительна.
Актуален вопрос, в какой срок следует оформить согласие на продажу, чтобы оно еще действовало на момент заключения сделки, в этом случае есть два варианта:
- составление срочного согласия (срок указывается заявителями);
- бессрочное согласие.
Кстати, гражданин, давший свое согласие на сделку по отчуждению имущества, вправе в любой момент его отозвать. Это действие также рекомендуется оформить нотариально, чтобы впоследствии не возникло проблем в суде.[ads-mob-2]
Образец
Согласие мужа или жены на продажу объекта недвижимости, находящегося в совместной собственности, оформляется по законодательно установленным правилам:
[ads-pc-4]
- вверху обозначается наименование документа («Согласие»);
- далее указывают место оформления и дату;
- идентификационные данные гражданина, дающего согласие: ФИО, дата и место рождения, реквизиты удостоверения личности, данные о регистрации;
- реквизиты свидетельства о браке;
- указание на соответствующую законодательную норму (ст. ст. 34, 35 СК РФ);
- личные идентификационные данные супруга/супруги, который отчуждает недвижимость;
- реквизиты по документам самой недвижимости;
- сроки согласия (или его бессрочность);
- другие важные условия.
[attention type=green]Образец согласия супруга(и) на продажу недвижимости можно скачать здесь.[/attention]
В оформляемом документе обязательно указывается согласие на госрегистрацию перехода права на отчуждаемую собственность. Также должна быть отметка о том, что дающему согласие нотариус разъяснил его права и обязанности, а также последствия отчуждения имущества. После всего перечисленного документ заверяется подписью нотариуса.
Хотя и предполагается, что все сделки с совместным имуществом муж и жена совершают только по взаимному соглашению, на практике может быть по-другому. Поэтому сделки, на которые не получено письменного согласия супруга, являются оспоримыми.
Поскольку недвижимость — предмет особого законодательного регулирования, при любых сделках с нею важно получить согласие от супруга. Причем обязательным условием его действительности будет нотариальное заверение.
Аккредитив является своеобразной формой банковской ячейки.
В самом договоре с банком оговариваются перечень документов, требуемых для совершения платежа, тариф за обслуживание аккредитива, прочие важные моменты.
Прежде всего, аккредитив является гарантией совершения сделки по купле — продажи недвижимости как жилой, так и нежилой.
После этого покупатель идет в свой банк, открывает счет (если его там раньше не было) и пишет заявление по аккредитиву.
Временная регистрация может быть осуществлена и в том случае, когда гражданин планирует проживать длительное время в арендованном жилье.
Итак, рассмотрим, что нужно для прописки в квартиру собственника.
По законодательству регистрацию можно оформить по отношению к любому помещению, пригодному для жилья.
Существует несколько способов узаконить место своей как временной, так и постоянной регистрации.
Для обращения за регистрацией законодательством отведен определенный временной промежуток.
Регистрация в приватизированной квартире не дает права оформить собственность на определенную часть жилья.
До приватизации такое жилье принадлежит государству.
Для регистрации прав на недвижимость следует подать заявление установленного образца, документы, по которым имущество перешло в собственность (соответствующий договор, свидетельство о наследстве, судебное решение и так далее).
Каковы сроки регистрации права собственности на квартиру? В настоящее время они зависят от нескольких факторов.
С 1 января 2017 года процедура регистрации прав на недвижимость существенно упростилась.
Заявителем может выступать:
Срока давности как такового у этой бумаги нет: ее необходимо менять при смене собственника, а также после проведения перепланировки, капремонта.



Здесь имеется своя специфика: указанная книга находится непосредственно у собственника частного дома, который самостоятельно ведет в ней учет зарегистрированных лиц, делая соответствующие записи и заверяя их в УФМС соответствующего района.
Она важна для юридической чистоты совершения сделок с жильем и включает в себя очень детальную информацию: помимо ныне проживающих в квартире, в такой справке указываются вообще все лица, когда-либо здесь прописанные, начиная с момента получения ордера на заселение (либо со времени самой первой покупки данной квартиры), в том числе умершие или отбывающие тюремное наказание граждане, а также работающие по долгосрочному контракту за рубежом и т. д.




Как правило, минимальный срок составляет 3 года, максимальный – 30 лет, чем дольше этот временной промежуток, тем больше процентная ставка по кредиту.
Идеальным заемщиком для банков является человек, в возрасте от 25 до 35 лет, с хорошим ежемесячным доходом.
Перед молодой семьей, особенно когда в ней ожидается пополнение, часто встает вопрос о покупке собственного жилья и положение женщины может показаться паре преградой.
В каждом регионе существуют свои особенности в части приватизации. Но есть дополнительные документы, задействованные в большинстве случаев.
После того, как все документы на приватизацию собраны, можно обращаться в местный жилищный отдел, в чью компетенцию входит управление домом.
По результатам получается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП).
Такой вариант получения земли будет актуален для владельца жилого дома тогда, когда он не может претендовать на бесплатную приватизацию земельного участка под частным домом.

Что касается остального, то процедура бесплатного приобретения права собственности на землю аналогична приватизации с выкупом: сначала следует подготовить пакет документов, подать их в Росреестр и ждать решения об удовлетворении заявления или об отказе в этом.